Очень одинокие миллионеры

Культура, 29.12.2004

Александр Герасимов


    В Москве, в Центральном доме актера имени Яблочкиной, прошел фестиваль Театра.doc. Место не случайно - многие драматурги, которые сейчас сотрудничают с Театром.doc, вышли "из шинели" легендарного "Дебют-центра", располагавшегося в Доме актера.

    Фестиваль задумывался как повод для новых встреч со всеми, кто интересуется движением по нетореному пути, кто ставит документальную основу пьесы выше всего прочего, а также для тех, кто еще ничего не слышал ни о вербатиме, ни о Документальном театре. Были показаны пять теперь уже известных спектаклей: "Война молдаван за картонную коробку", "Большая жрачка", "Трезвый PR-1", "Про мою маму и про меня", "Преступления страсти". Художественный руководитель Театра.doc Михаил Угаров признался: "Я не могу сказать, что это лучшие спектакли. У нас настолько странное направление, что даже мне трудно выделить, что здесь лучшее, что перспективное, а что - тупиковое..." Театр.doc находится в полемической зоне, отношение к нему очень разное: от неприятия до фанатства. Михаил Угаров объясняет это так: "Дело не в том, что этот театр - сборище гениальных людей, а в том, что мы избрали свой, совершенно особенный путь, стилистический и эстетический. Самое главное для нас - социальная тематика, хотя это было совершенно не ко двору. Главный герой - человек с улицы, потому что именно он наиболее точно выражает сегодняшнее время".

    На фестивале был выделен день для актерских читок новых пьес. Из большого количества интересных работ выбрали следующие: "03" Нины Беленицкой (Москва), "Секс по телефону" Ольги Добрицыной (Москва), "Мои проститутки" Сергея Решетникова (Томск) и "Другие/Красавицы" Владимира Забалуева (Москва) и Алексея Зензинова (Кострома).

    Пьеса "03" написана в традиционной манере, без документальной основы. Она интересна своей оригинальной мозаичной структурой. Явления и сцены напоминают паззлы, из которых постепенно собирается что-то целое. Разрозненные герои приобретают связи и выстраивают единый сюжет. Эта пьеса Н. Беленицкой вошла в шорт-листы конкурсов "Евразия" и "Sib-Altera".

    "Секс по телефону" и "Мои проститутки" очень близки тематически. Затрагивают тему одиночества, тему взаимоотношений между клиентом и женщиной, оказывающей платные услуги. Обе пьесы были представлены на прошедшей летом "Любимовке".

    Проект "Секс по телефону" готовится в Театре.doc и, вероятно, будет вынесен на суд зрителей в виде репертуарного спектакля. Это первая пьеса О. Добрицыной, которая написана по ее собственному роману. Однако по способу сбора материала эта пьеса - чистой воды документализм, поскольку автор лично знавал прототипы героинь, которые работают в секс-индустрии и, изображая сладострастие, убалтывают звонящих клиентов. Пьеса иллюстрирует невероятный паноптикум желающих хорошо провести время, поднимает завесу над целой отраслью и рассказывает зрителю о том, что труд сладкоголосых барышень - настоящая каторга.

    Пьеса С. Решетникова выстроена как исповедь героя, который простым и брутальным языком улицы рассказывает о своих редких победах и частых поражениях в половой жизни. Особенностью является не то, что главный персонаж бесконечно одинок и мучается, а то, что он не ищет любви, довольствуется малыми, но доступными карману шалостями взрослого мира. Парадокс, но даже в таких уродливых условиях естество человека почему-то требует любви.

    При обсуждении пьес "Секс по телефону" и "Мои проститутки" вновь возникли споры об оправданности использования ненормативной лексики на сцене. Естественно, что подвести всех под единый знаменатель никто не пытался. Консенсуса в этом вопросе быть не может, потому что для кого-то трехэтажная брань является привычной, а кто-то краснеет даже от названия пьес. Тем не менее приходит в голову такая мысль: не являются ли искренние радетели за матерок латентными клиентами услуги, аналогичной той, что описывает О.Добрицына? По силе воздействия это может быть очень близко. Важно не переусердствовать.

    Удивительно, но и пьеса ("для чтения вслух") под названием "Другие/Красавицы" тоже не смогла миновать пикантной темы. На завершившемся недавно фестивале "Sib-Altera" текст "Другие/Красавицы" занял первое место в номинации "Мультимедийная пьеса". Авторскому дуэту, вошедшему, кстати, в число победителей конкурса "Действующие лица-2004", не удалось избежать не свойственного им интереса. Правда, драматурги В.Забалуев и А.Зензинов пишут более целомудренно, а может, просто интервьюируют более зажатых девушек. Произведение вышло без переборов по части обсценной лексики, но почему-то вокруг да около основного инстинкта. Авторы заявили, что "в качестве драматургического исследования выбрали самую маргинальную и самую проблемную из всех социальных групп - красавиц".

    Еще одним важным моментом фестиваля являлся официальный анонс грядущих событий и заявка новых проектов Театра.doc. Во-первых, это - проект Ивана Вырыпаева под названием "Бытие № 2", премьера которого состоялась на фестивале NET. Пьесу написала Антонина Великанова, которая постоянно лежит в психиатрической больнице с тяжелой формой шизофрении. Вырыпаев же написал комментарии к этой пьесе. Также было объявлено о продолжающейся работе над спектаклем "Сентябрь.doc" - отклике на трагедию в Беслане. В пьесе не используется ни одно заявление официального лица, она полностью собрана из реальных текстов, которые крутились в Интернете, в том заповедном пространстве, где возможен искренний диалог.

    Наконец, М. Угаров напустил туману на проект, который пока не имеет названия, но уже обещает быть невероятно актуальным: "Идет работа в жанре интервью... с нашими миллионерами, очень богатыми людьми. Мы выбираем человека, только если его достаток выше 10 миллионов долларов. Естественно, мы с ними говорим не про деньги, не про карьеру, не про экономику, а про очень простые вещи: маму, папу, сына, жену... Получилось "На дне" Горького, только наоборот. По трагичности они равны, так как более одиноких людей трудно придумать".

    В заключение обзора прошедшего фестиваля хочется сказать, что в деятельности Театра.doc все происходит вполне хорошо и правильно, раз люди, которые смотрят спектакли и слушают читки, не уходят после аплодисментов молча, а пытаются поговорить и выяснить: прорывается ли что-то волнующее сквозь варево новых методик? Нужна ли мораль? Важно ли драматургу раскрепощаться полностью? Нужно ли волшебство в искусстве?

 оригинал статьи

Используются технологии uCoz