Красиво жить не запретишь. «Красавицы. Verbatim» на сцене Театра.doc

Григорий Заславский

Независимая газета, 25.04.2005


    В названии спектакля слово «verbatim» рождает некоторую тавтологию: все равно как если бы в кукольном театре решили бы уточнить для особо понятливых участие в той или иной премьере кукол. Театр.doc для того и придуман был, чтобы на его небольшой сцене, расположенной в подвале обыкновенного жилого дома, ничего не придумывать  Как было – так было: так и запишет драматург, который в Театре.doc – не сочинитель, а собиратель, так и сыграет артист или артистка, не наигрывая, не кутаясь в пышное великолепие костюмов Аллы Коженковой, не имея за спиной задника реалистического письма кисти Владимира Серебровского.

    Реализм в Театре.doc – не заемный. «Красавицы. Verbatim» – это монологи красавиц, которые, как уточняют авторы, не актрисы, не певицы и вообще никогда не использовали свою красоту в коммерческих целях. Авторы – это драматурги Владимир Забалуев и Алексей Зензинов, в данном случае скорее не авторы и не драматурги, а собиратели монологов и монтировщики документального материала.

    Героини отвечают на одинаковые вопросы, а два героя, можно сказать, обслуживают их передвижения в пространстве сцены и в пространстве слова: надо же как-то направлять совершенно неуправляемый поток рассуждений о собственной красоте и ее разнообразных проявлениях во внешнем и внутреннем мире. Один – подает реплики, другой – кому-то стаканчик сока, кому-то – рюмочку водки, уносит грязную посуду, подметает мусор… В роли этого бармена в «Красавицах…» занят Тарзан (в миру – Сергей Глушко), знаменитый стриптизер и не менее знаменитый муж эстрадной звезды Наташи Королевой. Очень серьезно относится к возложенной на него роли. С близкого расстояния видно, что ему вся эта история интересна.

    Интересно и публике, хотя ничего особенно нового, тем более такого, что бы могло шокировать читателя таблоидов, в которых ежедневно красавицы – и жертвы и злодейки, они убивают, их убивают… ничего похожего Забалуеву и Зензинову «собрать» не удалось. В историях их героинь красота – нечто едва уловимое и одновременно такое чрезвычайно земное, почти бытовое. И в этом смысле можно сказать, что авторы-собиратели возвращают красоту – женскую, человеческую – на свое естественное, законное место: она – и музыка и слово.

    Красавицы – и на сцене, и в зале. Может быть, сами героини. Так на первых представлениях «Трезвого PR», еще одного спектакля Театра.doc, в подвале в Трехпрудном собирались известные на всю Россию и в ближнем зарубежье политтехнологи, приходившие, чтобы услышать свои собственные монологи и слова своих конкурентов и коллег. Приходили компаниями – наверное, на уроки мастерства, поскольку для «Трезвого PR» давали интервью 15 ведущих российских специалистов.

    Среди тех, которые выходят на сцену, как ни странно, интереснее актрисы «с биографией», с театральным и кинематографическим опытом (Мария Кивва, например, или Светлана Свибильская): их рассказы, реакции – естественней и документальнее.

    Рассказы и разговоры документальных красавиц порой забивает бойкая режиссура (постановка Ольги Лысак), несколько большая, чем ожидает постоянная публика Театра.doc. Видеопроекции в трех «измерениях» – на трех экранах сразу, активно задействованный реквизит, бесконечные переходы красавиц-героинь с одного места на другое. Но саму историю это не портит, вернее, портит, но не убивает: в общем, понятно все – что жизнь красавицы тяжела, может, трудней, чем жизнь «простого человека» вообще, отдельно взятого «любого». «Красавицы. Verbatim», к слову, и восстанавливают равновесие в афише Театра.doc, так как описывают жизнь, по сути, обыкновенных людей (не убийц и не бомжей), вырванных из контекста общества по своеволию авторов, так как в другое время эти красавицы ходят по одним с нами улицам и живут по соседству. И выгод в итоге – никаких.

оригинал статьи

Используются технологии uCoz