Рядом с нашими барби - Яга

Екатерина Васенина

Новая газета, 02.06.2005


    «Красавицы. Verbatim». Режиссер Ольга Лысак. В ролях: красавицы московских театров. Специальный гость: Сергей Глушко (Тарзан). «Театр.doc»     

       Наконец кто-то сделал спектакль о красавицах — объективно самой малоизученной страте российского общества. Сколько бы ни пыжились клонированные глянцевые журналы, что уж свою-то аудиторию они под микроскопом изучили. Нет, нет и еще раз нет. Не изучили, а придумали, нарисовали, частично воспитали и заставили поверить в существование мира-где-все-и-всегда-хорошо. И вот «Красавицы» — пожалуй, самый искренний спектакль последних месяцев.

   Премьеры к 60-летию Победы, на которые были выделены солидные бюджеты, отчего-то не прозвучали, не сумели соответствовать. А нищий негосударственный «Театр.doc», которому и худо-бедные гранты капать перестали, без копейки смог представить нам потенциальных рабынь мира гламура — полнокровно, достоверно и в полный рост, и дать этому миру отлуп, да еще его же методами.

       В чем главный капитал женского журнала? В доверии читательниц. Есть доверие — будет откровенный жизненный материал, богатая редакционная почта, клондайк судеб и историй, из которого, не вставая со стула, можно соорудить центровик на обложку и домашние советы по штопке тапочек и размораживанию холодильника.

       Драматурги Алексей Забалуев и Владимир Зензинов отправились к тем, кто пишет редакционную почту. Их интересовали женщины на правах красавиц в глазах окружающих и те, кто сам считает себя красавицами; для всех респонденток красота не являлась источником дохода. Драматурги втерлись в доверие к 16 красавицам Москвы и Костромы и попросили озвучить их монологи самых красивых актрис столицы (приходите в «Театр.doc» и сами смотрите, кто это, не скажу).

       Уши заданных драматургами вопросов торчат из главок-ответов: «Оказывается, я дорого стою» (первое неприличное предложение, удивление, интродукция), «Надо быть хорошей девочкой» (мамино воспитание — самое надежное), «Секс — это красиво?» (развернутые размышления о страсти, неэстетично искажающей лицо), «При этом они сволочи!» (понятно кто), «Столица-заграница-интернет», «Бабская ревность», «Ошиблась дверью» (о психологических последствиях изнасилования), «И он побежал дальше играть в свою войну» (о ложных жизненных приоритетах понятно кого).

       Было ясно, что с утверждением в России в 90-х годах издательских домов «Ашет Филиппаки», «Конде Наст» и «Индепендент медиа» и порожденной ими лавины женского глянца тропинки женской души утоптаны к сегодняшнему дню до полного исчезновения флоры и фауны. Казалось, родить нечто новое на тему женской души и ее тайн невозможно — все сложено на алтарь редакционной почты гламура, каждый всхлип красавицы отредактирован, надушен и подвергнут спа-процедуре.

       Зензинов и Забалуев сохранили живую речь девушек, местами с матерком, с живым чувством, не очень грамотную: сколько ни уверяет глянец «модно быть умной!», а все же это не так. В процессе бесед русские красавицы обнаружили неизменную жизненную закалку и крепкие моральные устои. И выше всего оценили себя за то, что «у нас все вопреки красоте. Серая погода, солнца нет круглый год, семь утра, лед, метро… А женщина — накрашена, туфельки, сумочка — едет на работу». Она, может, и купит себе блестящее с картинками полистать, но такую не обманешь. Она знает: красота в ней самой, внутри, а журнал ловит ее тень.

       То, что спектакль о красивых женщинах идет в темном душном подвале, показательно. Пока красавицы давятся своей-чужой жизнью и танцуют с Тарзаном, на экране трескается от помех изображение Барби. Лицо куклы постепенно становится похожим на лик и превращается во фреску.

оригинал статьи

Используются технологии uCoz