Феминизм наизнанку

Дмитрий Лопатин

"Газета Тольятти", 15.06.2005


    Второй год подряд участие московского Театра.DOC становится самым заметным событием литературно-театрального фестиваля "Майские чтения".

    Спектакль "Красавицы" вполне мог бы стать и ярким театральным событием для города, но организаторы фестиваля не захотели изменить собственным установкам на камерность и кулуарность. В результате новый спектакль Театра.DOC с участием известного персонажа шоу-бизнеса Тарзана (он же муж певицы Наташи Королевой Сергей Глушко) увидели всего сто тольяттинцев.

    "Майские чтения" со статусом литературно-театрального фестиваля все годы именно театральную составляющую представляли очень ограниченно. По крайней мере, актерские и авторские читки пьес, с избытком наполняющие фестивальную программу, относить к театру можно с большой натяжкой. На этом фоне традиционное участие "доковцев" в тольяттинском фестивале сразу приобретает определенную значимость. Во-первых, это столичный театр с неплохой репутацией. Во-вторых, они привозят достаточно свежие постановки. В-третьих, лаконичная постановочная эстетика неплохо вписывается в аскетичный антураж театрального центра на Голосова, 20.

    В этом году к плюсам добавляется еще и изрядная концептуальность привезенной программы. В зависимости от расположения духа рецензента ее можно обозначить и как "нелегкая женская доля", и как "феминизм наизнанку". Все три привезенные спектакля про прекрасную половину человечества. Надо только сделать небольшое усилие над собой, чтобы персонажей двух спектаклей из трех к этой самой половине причислить. Действие спектаклей "Яблоки на земле" и "Преступления страсти" разворачивается в местах не столь отдаленных. А, значит зритель в полной мере может вкусить специфической атмосферы женских колоний. Исповедуя принцип документальности авторы этих спектаклей очень легко могут быть отнесены к адептам постсоветской чернухи.

    Например, в "Преступлениях страсти" телерепортерша приехала на зону в поисках материала. Ей интересно, на что идут женщины ради любви. В кабинете психологической разгрузки она беседует с двумя осужденными, любвеобильной представительницей социальных низов Ольгой Багаутдиновой и интеллектуалкой-однолюбкой Бибинур Кухалейшвили. В ходе общения выясняется, что сама журналистка тоже вполне готова пойти на преступление, и тоже из-за любви. Ее страсть направлена на андеграундного театрального режиссера. Сам он на сцене не появляется, но образ самовлюбленного эгоиста из артистической среды создан очень убедительно. Гуманистическая направленность спектакля прочитывается крайне легко, мужики, как и положено - сволочи, бабы - расплачиваются за свою любовь к этим гадам. Взять бы всех и пожалеть, но мешает этому одна небольшая деталь. Автор этого проекта, она же исполнительница роли Багаутдиновой Галина Синькина посвятила свою работу Борису Юхананову, театральному режиссеру. Преступления страсти у самой Синькиной по всему видно, не произойдет. И это хорошо, лучше расправляться со сволочами в мужском обличье через драматургию, чем мочить их кухонной утварью.

    Авторы проекта "Красавицы" Владимир Забалуев и Алексей Зензинов, как нетрудно догадаться, мужики. Правда, причислить их к категории сволочей не так-то просто. Феминистический пафос их работы нигде не срывается в мелкую женскую месть. Напротив, поднимается до высот политкорректности, предъявляя зрителю такую малоизученную категорию российского общества, как красавицы. Как и положено, у "доковцев", в основе пьесы лежат интервью двух десятков женщин. Все они считают себя красавицами, либо общество их таковыми воспринимает. По словам авторов, многие прототипы хорошо известны, но главным условием их откровенных ответов была анонимность.

    Вызов глянцу, в итоге, получился нешуточный. К тому же авторы пьесы вместе с режиссером Ольгой Лысак стали играть на территории масс-культуры, пригласив на роль бармена Тарзана. В принципе, при желании организаторов этим спектаклем можно было не только заявить всему городу о существовании "Майских чтений", но и доказать, что актуальное искусство может быть коммерчески выгодным.

    Итак, пять красавиц в спектакле отвечают на вопросы типичного "ботаника" (В. Забалуев), и выясняется банальная, в общем-то, вещь. Красота требует жертв. Но жертв не от окружающих, а от самих носительниц красоты. Общество либо неадекватно относится к красавицам, либо мстит им. Надо сказать, что реабилитации красоты изрядно поспособствовал и Тарзан, который и символизировал то самое "общество".

    Кстати, в жизни г-н Глушко практически разрушил образ звезды шоу-бизнеса, с которым отношения у него не очень ровные. По признанию Тарзана, его интерес к некоммерческому театру многих раздражает. Впрочем, свою не звездность Тарзан продемонстрировал не только при общении с журналистами, но и при посещении заурядного питейного заведения недалеко от театрального центра, где к удивлению присутствующих выпил сока. Не исключено, что постоянные посетители распивочной по иному оценят свое соседство с основной площадкой "Майских чтений". Такая вот связь красоты и жизни.

оригинал статьи

 

Используются технологии uCoz